1. Главная
  2. Новости
  3. МЦПС «Хоргос»: курс на изменения

МЦПС «Хоргос»: курс на изменения

Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» — это единственный в мире проект трансграничного сотрудничества.

«Хоргос», созданный в 2005 году, стал площадкой для развития приграничной торговли. Целью межгосударственного проекта стало создание условий для привлечения транснациональных компаний, продвижения казахстанского экспорта, наращивания объема приграничной торговли между Казахстаном и Китайской Народной Республикой. В целом, уникальный проект был направлен на создание условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций и комфортного пребывания туристов.

В 2019 году в компании произошли значительные изменения – 100% пакет акций передан из государственной в коммунальную собственность Алматинской области. Наделение АО статусом управляющей компании (УК СЭЗ) позволило заключать с инвесторами и участниками СЭЗ договоры на новых условиях с предоставлением определенных законодательством льгот и преференций.

Однако в начале 2020 года глава государства Касым-Жомарт Токаев, выступая на расширенном заседании правительства, раскритиковал деятельность МЦПС, поручив разработать «Комплекс мер по повышению эффективности работы центра» и разработать конкретную программу торговой политики до 2025 года.

Буквально в феврале этого же года был назначен новый руководитель «Хоргоса». Им стал Динмухамед Абсаттаров, ранее возглавлявший палату предпринимателей Туркестанской области.

О том, какие усилия приложены, чтобы направить в нужное русло уникальный по роду своей деятельности Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», рассказал Абсаттаров Динмухамед Болатович.

— Динмухамед Болатович, расскажите, что вы сделали в первую очередь, приступив к новым обязанностям?

— Первым делом мы провели ситуативный анализ, который выявил сильные и слабые стороны МЦПС. По итогам анализа мы определили ключевые направления развития центра и сделали акцент на привлечении инвестиций и развитии туризма. Эти же пункты вошли в стратегию развития СЭЗ. Уверен, это даст мультипликативный эффект для развития экспорта услуг и товаров.

Второе направление – становление управляющей компании в качестве клиентоориентированной организации и третье – развитие инженерной инфраструктуры центра. Учитывая логистические возможности СЭЗ – нахождение в непосредственной близи станции Алтынколь и международной автомобильной магистрали «Западная Европа – Западный Китай», являющейся евразийским трансконтинентальным мостом, соединяющим КНР и Юго-Восточную Азию со странами Центральной Азии, Каспийского моря и Европы, центр имеет очень хорошие перспективы.

— Большинство посетителей и туристов, и даже сам глава государства отметили факт не совершенности развития МЦПС. Как Вы это прокомментируете?

— Да, действительно, глава государства в начале года высказал критику о деятельности МЦПС и дал соответствующие поручения. Сейчас мы с командой над этим работаем.

Должен отметить, что первоначальные условия для реализации проекта МЦПС «Хоргос» у китайской стороны были более выгодными в сравнении с казахстанскими. Инженерная и транспортная инфраструктура китайской части «Хоргоса» создавалась на основе уже существовавшей на тот момент инфраструктуры города Хоргос с населением 90 тыс. человек.

Инфраструктура казахстанской части застраивалась буквально с «чистого листа». В связи с отсутствием в близлежащем районе источников и крупных объектов инженерной инфраструктуры, которые могли бы полностью или частично обеспечить МЦПС «Хоргос» были построены котельная мощностью 120 МВт, электрическая подстанция, водозаборные сооружения и канализационные очистные сооружения, проложены внешние и внутренние подъездные дороги.

— Как отразились последствия пандемии на деятельности международного центра?

— Этот фактор тоже сыграл немаловажную роль. Из-за пандемии СЭЗ не функционирует более пяти месяцев, что не может не сказаться на доходах и соответственно на темпах развития.

Однако, несмотря на отсутствие финансирования, мы продолжаем работу по содержанию объектов инфраструктуры, и реализовали некоторые обновления.

Как я говорил, был проведен ситуативный анализ и технологический аудит. Исходя из результатов сейчас внедряется проект «Цифровизация территории СЭЗ», что в свою очередь затронет все имеющиеся бизнес-процессы и положительно повлияет как на инвесторов и туристов, так и на органы, обеспечивающие функционирование СЭЗ.

Первое, для удобства и получение первичных услуг и информации модернизирован сайт МЦПС «Хоргос», в скором времени заработает call-центр для консультаций в режиме онлайн. Значительно упрощен и переведен в электронный формат весь документооборот компании.

Как вы знаете, значительным барьером в деятельности МЦПС были проблемы, возникавшие в процессе прохождения контрольно-пропускного пункта, как при входе, так и при выходе. Для исключения этих проблем ведется установка автоматизированной системы пропусков, а также отделения багажа от физического лица, что позволит сократить время прохождения КПП.

Сам процесс пропускного режима по билетам также приятно удивит посетителей. Если ранее для покупки было достаточно удостоверения личности, а вход-выход строго по штрих-коду билета, теперь сам билет можно будет купить онлайн через официальный сайт, также рассматриваются иные площадки. Также, теперь посетителям не придется переносить багаж вручную, его достаточно будет сдать в пункт приема багажа. В стоимости билета уже предусмотрен перевоз багажа до 25 кг.

Отремонтировано здание центра и облагорожена прилегающая территория: заменены напольные покрытия, демонтированы решетки на стеклянные перегородки, заменено ограждение на прилегающей территории и налажена система кондиционирования в самом здании.

К тому же у посетителей теперь появиться право выбора – прохождение паспортного и таможенного контроля в общеустановленном порядке, либо через бизнес-терминал повышенной комфортности. Работы по вводу в эксплуатацию бизнес-терминала уже ведутся.

— Благодарим за ответы!

Стоит напомнить, что финансируется МЦПС за счет оказываемых платных услуг, доходов от сдачи в имущественный наем (аренду) и поднаем (субаренду) объектов инфраструктуры, земельных участков, зданий и сооружений, и от средств, внесенных в качестве пополнения уставного капитала.

Меню