Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма партнёрских отношений государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания объектов инфраструктуры или оказания качественных услуг населению.Не всякое взаимодействие государства и бизнеса можно отнести к ГЧП, а только такое, когда частный партнёр по поручению и при поддержке государственного партнёра выполняет функции, которые раньше возлагались на государство.Иными словами ГЧП предполагает внедрение рыночных отношений в традиционную сферу деятельности государства.Предметом ГЧП выступает объекты государственной собственности или товары, работы и услуги, гарантированно потребляемые государством.ГЧП подразумевает передачу частному партнёру только права владения и пользования объектами государственной собственности в рамках проектов ГЧП, а права распоряжения остаются за государственным партнёром.ГЧП предполагает паритет рисков и расходов между государственным и частным партнёрами, а также совместное участие в использовании полученных результатов.
Наличие указанных признаков, говорит о том, что партнёрские отношения между государством и частным сектором носят характер ГЧП, как эффективный финансовый инструмент для создания и обновления объектов инфраструктуры, неудовлетворительное состояние которых отрицательно влияет на уровень жизни населения и тормозит социально-экономическое развитие.
Внедрение ГЧП связано с необходимостью привлечения инвестиций и управленческого потенциала бизнеса в инфраструктурные проекты, для реализации которых не достаточно средств бюджетного финансирования, а также с необходимостью привлекать к реализации инфраструктурных проектов частные компании, которые готовы участвовать не только в стадии строительства, но и будут ответственными за эксплуатацию объекта инфраструктуры.
В целом наличие или отсутствие проектов ГЧП в той или иной сфере экономики зависит от двух основных факторов.
Первый – заинтересованность государства в развитии инструмента ГЧП, второй – экономическая ситуация. Если имеется профицит бюджета, строить и развивать объекты инфраструктуры зачастую можно и за бюджетные деньги без участия частных партнёров. Однако профицит бюджета – скорее всего исключение.
Положительный эффект ГЧП состоит в том, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе население. Население ежедневно пользуется услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования, ЖКХ и других сферах экономики. Качество товаров и услуг на созданных объектах инфраструктуры, так или иначе, влияют на качество жизни населения, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов инфраструктуры – залог успешного социально-экономического развития государства.
Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект инфраструктуры в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться и управленческим опытом частного партнёра. К тому же проект ГЧП предполагает эксплуатацию частным партнёрам объекта инфраструктуры и оказание качественных услуг населению применением передовых методов и технологий, что не менее эффективно для выполнения поставленных государством задач.
При нехватке бюджетного финансирования государство получает в кратчайшие сроки готовый для использования объект инфраструктуры, а частный партнёр доходы от эксплуатации объекта ГЧП. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого определение частного партнёра производится один раз на весь срок действия договора ГЧП.
Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться длительное время.
Для государственного партнёра ГЧП – это в первую очередь экономия ресурсов (времени и бюджета). А для частного партнёра – гарантия, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.
Партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «панацея», которая сможет помочь выйти на качественно новый уровень социально-экономического развития регионов.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
- Закон РК «О государственно-частном партнерстве»
- Правила планирования и реализации проектов государственно-частного партнёрства
- Постановление акимата области Жетiсу №322 от 31 октября 2023 года «О некоторых вопросах АО Управляющая компания «СЭЗ МЦПС «Хоргос»
- Письмо Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан № 11-08/484 от 9 декабря 2023 года о согласии на участие АО Управляющая компания «СЭЗ МЦПС «Хоргос» в проектах государственно-частного партнёрства (ГЧП)[pdf-embedder url=”https://khorgos.kz/wp-content/uploads/2024/06/konkursnaya-komissiya-zakon.pdf”
- Конкурсная комиссия закон
- Особенности доверительного управления в рамках Законов РК О ГЧП, О государственном имуществе, Гражданского кодекса РК
- Правовые основы деятельности консорциума
- Процедура передачи, имущества, имущественного комплекса в доверительное управление через механизм ГЧП
- Порядок передачи в доверительное управление имущества
- Формы участия субъектов квазигосударственного сектора в ГЧП
- Статья 56 ЗРК ГЧП
- Выписка из Кодекса РК “Об административных правонарушениях” (КОАП)